ݺߣ

ݺߣShare a Scribd company logo
Иллюстрации к роману  М. Шолохова «Тихий Дон» Выполнил:   учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа»   Демидова Мария Алексеевна
Хутор Татарский
В лагеря Христонина бричка шла головной. За ней тянулись ещё семь или восемь запряжек с привязанными осёдланными и неосёдланными лошадьми. Вихрились над дорогой хохот, крики, тягучие песни, конское порсканье, перезвяк порожних стремян.
Аксинья С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на её лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову.
Григорий — новобранец Нудная и одуряющая потекла жизнь. Молодые казаки, оторванные от работы, томились первое время, отводя душу в разговорах, перепадавших в свободные часы. Сотня поселилась в больших, крытых черепицей флигелях; спали на нарах, раскинутых возле окон. По ночам далёким пастушьим рожком брунжала отставшая от рамы, заклеивавшая щель бумага, и Григорий, прислушиваясь в многоголосном храпе к её звону, чувствовал, как исходит весь каменной горючей тоской.
Старики Мелехов и Коршунов Они не виделись со дня объявления войны. С тех пор как ушёл Григорий из дому, установились меж ними отношения не то что враждебные, а холодно-натянутые .
В госпитале. Григорий и Гаранжа Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель не известные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми, убийственно простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться.
На позиции Ранним утром 3 октября сотня вошла в деревню Малый Порек.
Дарья и Пантелей Прокофьевич —  Ты за что меня надысь побил? Что ж, аль я старуха? Ты-то молодой не таковский был? Мужа — его вон год нету!..
Восстание  Дотлевали на небе Стожары. На заре с гиком со всех сторон опрокинулась на красногвардейцев конные казачьи лавы.
Кошевой и Валет   Давняя их паровала дружба.
Дикие кони   Солдатов числился у них старшим. Он охотно ввёл Мишку в курс обязанностей, на другой же день рассказал про характеры и повадки жеребцов … [ … ]  На Мишкиных глазах он отбил от косяка одну матку и, расскакавшись, привычно и ловко накинул на неё аркан.
Кошевой — атарщик Неделю отдыхал Мишка, целые дни проводя в седле. Степь его покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью.
Григорий и Аксинья Аксинья решительно подняла вёдра, положила на выгнутую спину коромысла покрытые вешним загаром руки, было пошла в гору, но вдруг повернулась к Григорию лицом, и щёки её чуть приметно окрасил тонкий, молодой румянец. —  А ить, никак, наша любовь вот тут, возле этой пристани и зачиналась, Григорий. Помнишь? Казаков в энтот день в лагеря провожали, — заговорила она, улыбаясь, и в окрепшем голосе её зазвучали весёлые нотки.
Пленные красноармейцы На другой день в пески вывели первую партию пленных в двести человек. Измождённые, иссиня-бледные, еле передвигающие ноги красноармейцы шли, как тени. Конный конвой плотно окружал их нестройно шагавшую толпу…
Ильинична  Нескончаемо тянулись длинные летние дни. Жарко светило солнце. Но Ильиничну уже не согревали колючие солнечные лучи. Она подолгу сидела на крыльце, на самом припёке, неподвижная и безучастная ко всему окружающему.  …  Часто она рассматривала свои раздавленные многолетней работой руки, мысленно говорила: «Вот уж и отработались мои ручушки… Пора на покой… Зажилась я, хватит… Только бы дождаться Гришеньку…»
Финал  Утром на следующий день он подошёл к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырёк с оружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью. У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.
Открытки, составившие данную подборку, созданы по мотивам романа М.Шолохова «Тихий Дон». В основу иллюстраций легли зарисовки, сделанные художником во время его неоднократных поездок на Дон. Художнику Ю. Реброву за серию иллюстраций к роману М. Шолохова решением Президиума Академии художеств СССР за 1969-1970 гг. присуждена серебряная медаль.

More Related Content

шолохов тихий дон иллюстрации

  • 1. Иллюстрации к роману М. Шолохова «Тихий Дон» Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна
  • 3. В лагеря Христонина бричка шла головной. За ней тянулись ещё семь или восемь запряжек с привязанными осёдланными и неосёдланными лошадьми. Вихрились над дорогой хохот, крики, тягучие песни, конское порсканье, перезвяк порожних стремян.
  • 4. Аксинья С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на её лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову.
  • 5. Григорий — новобранец Нудная и одуряющая потекла жизнь. Молодые казаки, оторванные от работы, томились первое время, отводя душу в разговорах, перепадавших в свободные часы. Сотня поселилась в больших, крытых черепицей флигелях; спали на нарах, раскинутых возле окон. По ночам далёким пастушьим рожком брунжала отставшая от рамы, заклеивавшая щель бумага, и Григорий, прислушиваясь в многоголосном храпе к её звону, чувствовал, как исходит весь каменной горючей тоской.
  • 6. Старики Мелехов и Коршунов Они не виделись со дня объявления войны. С тех пор как ушёл Григорий из дому, установились меж ними отношения не то что враждебные, а холодно-натянутые .
  • 7. В госпитале. Григорий и Гаранжа Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель не известные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми, убийственно простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться.
  • 8. На позиции Ранним утром 3 октября сотня вошла в деревню Малый Порек.
  • 9. Дарья и Пантелей Прокофьевич — Ты за что меня надысь побил? Что ж, аль я старуха? Ты-то молодой не таковский был? Мужа — его вон год нету!..
  • 10. Восстание Дотлевали на небе Стожары. На заре с гиком со всех сторон опрокинулась на красногвардейцев конные казачьи лавы.
  • 11. Кошевой и Валет Давняя их паровала дружба.
  • 12. Дикие кони Солдатов числился у них старшим. Он охотно ввёл Мишку в курс обязанностей, на другой же день рассказал про характеры и повадки жеребцов … [ … ] На Мишкиных глазах он отбил от косяка одну матку и, расскакавшись, привычно и ловко накинул на неё аркан.
  • 13. Кошевой — атарщик Неделю отдыхал Мишка, целые дни проводя в седле. Степь его покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью.
  • 14. Григорий и Аксинья Аксинья решительно подняла вёдра, положила на выгнутую спину коромысла покрытые вешним загаром руки, было пошла в гору, но вдруг повернулась к Григорию лицом, и щёки её чуть приметно окрасил тонкий, молодой румянец. — А ить, никак, наша любовь вот тут, возле этой пристани и зачиналась, Григорий. Помнишь? Казаков в энтот день в лагеря провожали, — заговорила она, улыбаясь, и в окрепшем голосе её зазвучали весёлые нотки.
  • 15. Пленные красноармейцы На другой день в пески вывели первую партию пленных в двести человек. Измождённые, иссиня-бледные, еле передвигающие ноги красноармейцы шли, как тени. Конный конвой плотно окружал их нестройно шагавшую толпу…
  • 16. Ильинична Нескончаемо тянулись длинные летние дни. Жарко светило солнце. Но Ильиничну уже не согревали колючие солнечные лучи. Она подолгу сидела на крыльце, на самом припёке, неподвижная и безучастная ко всему окружающему. … Часто она рассматривала свои раздавленные многолетней работой руки, мысленно говорила: «Вот уж и отработались мои ручушки… Пора на покой… Зажилась я, хватит… Только бы дождаться Гришеньку…»
  • 17. Финал Утром на следующий день он подошёл к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырёк с оружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью. У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.
  • 18. Открытки, составившие данную подборку, созданы по мотивам романа М.Шолохова «Тихий Дон». В основу иллюстраций легли зарисовки, сделанные художником во время его неоднократных поездок на Дон. Художнику Ю. Реброву за серию иллюстраций к роману М. Шолохова решением Президиума Академии художеств СССР за 1969-1970 гг. присуждена серебряная медаль.