2. Число один встречается в русской традиции не слишком часто. Упомянем образ Аники-воина, который выезжает в Чисто Поле (Поле Дхармы), чтобы биться с врагом одному, а также символы копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий.
3. Идея и символика двойственности в целом не характерны для русской культуры, особенно в христианский период ее существования (может быть, за исключением образа Двуглавого орла). Однако в язычестве ее присутствие гораздо более заметно и проявляется, например, в образах Чернобога и Белобога, или Ивана и Купалы, олицетворяющих собой две половины года. Идея чета и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал, как Жизнь (Жива, Род) и Смерть (Навь, Морена), живая и мертвая вода, правда и кривда.
4. Русская традиция с точки зрения числовой символики насквозь троична . Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий — Троицы.Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия — культовые образы “трех солнц”, три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, Троян из “Слова о полку Игореве”, которого многие исследователи отождествляют с богом Триглавом, три пути, предлагаемые путнику на выбор судьбой.
5. Идея четверичности менее типична для русской традиции. Тем не менее можно вспомнить четырехголового Збручского идола, объединение в одно божество четырех славяно-балтских божеств — Ярович, Руевит, Поревит, Поренут, а также четыре стороны света и соответственно четыре мифологизированных ветра. Что отражается в орнаментах- Свет в доме и Четыре ветра..
6. В России число пять (и пятиконечная звезда, служившая его графическим выражением еще с древних времен) задолго до кремлевских звезд играло важную роль. В стране была распространена особая игра, возможно, имеющая кельтское происхождение, во время которой человек должен был подбрасывать и ловить рукой пять камней с целью гадания. Древние люди были убеждены, что солнце пляшет пять раз в году. Иногда пятерка рассматривалась на Руси как символическое обозначение брака, а также как число единения человека со Всевышним. О сакральном значении пятерки говорят и русские летописи.
7. “ Евангельская легенда о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумных девах и арабе, умножившем данные ему пять талантов на другие пять; ритуал благословения пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор; храмы о пяти главах и иконостасы в пять рядов”.
8. Число шесть встречается в русской мифологии и традиции значительно реже “пятерни”. Его присутствие можно заметить не столько в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о громовом «знаке», посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступал как Перун, так и Род). Этот знак представляет собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами.
9. Гораздо чаще русская мифология и фольклор говорят о числе семь. Семь богов древнерусского пантеона, и бог Семаргл, явно ведущий свое имя от числа семь, и семь небес, и многие другие семиричные символы, разбросанные по многочисленным легендам, сказкам и преданиям. Семерка символизировала целостность Мироздания. Как и пятерка, она была связана не только с языческой, но и с православной числовой символикой.
10. Свидетельства о семерке и проявления ее в христианской традиции: “7 — число человеческое (семь отверстий в человеческой голове), семь возрастов, семь добродетелей, семь смертных грехов; чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов радуги и семь небес)”.
11. Царевна Софья в окружении семи медальонов с аллегориями добродетелей. Гравюра 1688 года.
12. Число восемь также встречается в древнерусских текстах. Его наиболее важное проявление — графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным раннехристианским символам. Известно также древнее святилище Перуна, окруженное восемью кострищами, расположенными по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света.
13. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из собственно знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи (см. фото). Единственный из всех русских орденов, который имел цепь.
14. Число девять весьма часто встречается в русской традиции, где оно может связываться с календарной тематикой. В славянских сказках змей очень часто бывает девятиголовым; ведьма порой имеет девять братьев. Согласно русским преданиям, медведь встает из берлоги 9 марта. Девятая неделя после Пасхи всегда очень почиталась.
15. Число пятнадцать имеет отношение к отечественной православной хронологии, унаследовавшей от византийского летосчисления деление времени на индикты — периоды в 15 лет, введенные в 312 году римским императором Константином вместо ранее применявшегося деления на “олимпиады”. Известный церковный автор русского средневековья Геннадий Новгородский и его продолжатель Агафон, составляя новую пасхалию (“Круг рукотворный”), производили расчеты в рамках 15 “великих индиктов”. Число 15 фигурировало и в древнерусских астрономических представлениях, рассматривалось как число дней половины лунного (синодического) месяца, и отождествлялось с проявлением Высших ангельских сил, приводящих в движение Луну и Солнце.
16. Священный смысл числа 15 особенно заметно проявляется в культе Богоматери (в 15-летнем возрасте Она родила Спасителя; 15 мраморных ступеней было в подземном храме Рождества Христова, построенном Юстинианом Великим над Вифлеемской пещерой; в западном христианстве принято молитвенное размышление о 15 тайнах жизни Иисуса Христа и Богоматери, называемое “розарием Девы Марии”). Дева Мария передаёт розарий святому Доминику.
18. Высоким сакральным смыслом наполнено в русской традиции и число двадцать один . Сумма его цифр дает три: факт, не нуждающийся в комментариях. Оно несет в себе определенный функциональный смысл при пасхальных вычислениях. Кроме того, день 21 ноября (по старому стилю) является днем воспоминания о введении Богородицы во храм.
20. Священным считали наши предки и число тридцать пять. Оно связывалось прежде всего с так называемым “ключом границ”, или числом букв славянского алфавита. Помимо этого, число 35 знаменовало 35 лет — половину земного пути человека.