ݺߣ

ݺߣShare a Scribd company logo
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                 http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310




          Тимур Аитов: quot;По новому закону придется
          переделать социальные карты гражданquot;
          Сегодня на вопросы Редакции MoneyNews отвечает постоянный ведущий
          информационного проекта quot;ТАСС Консалтингquot;, один из организаторов
          ежегодной международной конференции e-Finance Russia, участник и
          ведущий многочисленных круглых столов и мероприятий на темы ИКТ,
          проходящих в РБК СОФТ, РОЦИТ и РАЭК, автор публикаций по
          проблемам внедрения ИТ-решений – Тимур Аитов.


          Постоянный адрес статьи: http://moneynews.ru/7310/

          Сегодня на вопросы Редакции MoneyNews отвечает постоянный ведущий
          информационного проекта quot;ТАСС Консалтингquot;, один из организаторов ежегодной
          международной конференции e-Finance Russia, участник и ведущий многочисленных
          круглых столов и мероприятий на темы ИКТ, проходящих в РБК СОФТ, РОЦИТ и
          РАЭК, автор публикаций по проблемам внедрения ИТ-решений – Тимур Аитов.

          Редакция MoneyNews (MN). Тимур, сегодня Вы, во многом,
          занимаетесь тем, что называют quot;отношения с
          общественностьюquot;. Поэтому, мой первый вопрос: по Вашему
          мнению, кто именно должен заниматься пропагандой и
          продвижением финансовых услуг среди населения? Как убедить
          наших многочисленных и недоверчивых граждан (которые в
          массе своей пользуются безналичными системами платежей
          всего два раза в месяц – снимая в эти дни всю сумму сразу со
          своего счета), что хранить деньги в сберегательной кассе –
          действительно quot;надежно, выгодно и удобноquot;? Кто этим
          должен заниматься? Кому наши граждане поверят в первую
          очередь? Банкам? Государству?

          Тимур Аитов (Т.А.). Наши граждане никому не верят, или
          почти не верят, увы. Их много раз обманывали – и банки, и
          государство и восстановить потерянное доверие непросто. Многие рядовые граждане до
          сих пор хранят деньги в долларах – хотя по всем показателям на сегодня хранить деньги в
          рублях и на депозите в банке - выгоднее. Многих напугал последний дефолт - в который
          кто-то потерял сбережения на квартиру, машину или что-то еще.


          MN. И, все-таки, кто же должен заниматься пропагандой финансовых услуг?

          Т.А. Этим уже занимаются банки – из числа тех, кто активно работают в клиентской среде -
          на рынке потребительского кредитования, ипотеке. Для придания себе
          quot;широковещательныхquot; свойств банки активно используют универсальные банковские
          порталы - многие из них весьма популярны. Как удачные примеры приведу www.banki.ru и
          www.pro-credit.ru. Вещание через портал придает банкирам налет объективности и


Стр. 1 из 6                                                                                      06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310


          независимости – это ценно для клиента.

          Замечу, что заинтересованный и образованный клиент сам в состоянии оценить условия
          предоставляемого кредита. Тем не менее, и для этих клиентов большим подспорьем стало
          обязательное выделение банком информации об эффективном годовом проценте. Наши
          подготовленные граждане без особой агитации размещают излишки средств на депозите,
          сами выбирают условия ипотечного кредита, и сами, без всякого принуждения активно
          пользуются пластиком – все потому, что это действительно им выгодно и удобно, особенно,
          когда едешь за границу. Другое дело, граждане - у которых не особенно много свободных
          средств, те, кто за границу на отдых не ездят, и те, кто вообще, не очень-то образован.
          Таких, по некоторым оценкам, более 60 миллионов. Вот с ними что делать? В какой форме
          их просвещать? И что, какие сервисы и зачем им следует предлагать в части безналичных
          услуг?

          Здесь, я думаю, хорошим началом стало внедрение в практику взаиморасчетов систем
          микроплатежей, - принимаемых терминалами, различными интернет-системами,
          мобильными кошельками и т.п. Такие услуги выгодны и удобны всем участникам рынка.
          Предприниматель с их помощью быстрее, дешевле и проще организует прием платежей.
          Граждане получили возможность оплаты услуг в тех районах, где раньше это было
          невозможно – в отдаленных деревушках, селах и прочее. Для многих горожан важно иметь
          возможность оплатить услугу близко к дому, и даже - не выходя из него. Отмечу еще
          приятное качество безналичных расчетов (о котором хорошо знают розничные продавцы) -
          при безналичной системе покупатель, находясь в магазине, тратит свои средства более
          охотно – в среднем, на 25% больше.

          Что же касается разъяснения и продвижения услуг – то этим должны заниматься, конечно,
          все – как коммерческие структуры, так и депутаты и профильные министерства…


          MN… А не получится ли так: у семи нянек – дитя без глаза?

          Т.А. В народных мудростях много здравого смысла. Кто-то, конечно, должен направлять,
          координировать и серьезно финансировать, если мы действительно хотим достичь прорыва.
          Уверен, необходимые средства должно выделить и государство. Только так можно
          добиться сбалансированного и массового охвата. Хотя я допускаю, что, к примеру, если
          вдруг MasterCard возьмется за массовую агитацию наших граждан – что-то получится.
          Однако, они точно не возьмутся, потому что это – невыгодно для MasterCard: разъяснять
          будут они, а дивиденды потом получат все участники рынка. Важно отметить, что кроме
          агитации, надо добиться того, чтобы хранить деньги в безналичном виде было бы
          действительно выгодно и удобно - чтобы их действительно везде принимали к оплате.
          Здесь, весьма ценным является законопроект об обязательном наличии в точках продаж
          импринтера или банковского терминала со сканером магнитной полосы, идея которого
          принадлежит депутату Анатолию Аксакову.


          MN. Законов у нас много, но не все до сих пор работают. Многие инициативы и проекты
          поэтому выглядят неубедительно. К примеру, в начале этого года quot;Мининформсвязиquot;
          поддержало внедрение в России системы мобильных платежей, а
          quot;Инфокоммуникационный союзquot; приступил к реализации проекта. Однако, неясно, будут ли
          приняты необходимые поправки в законодательство, и как вообще, будет ли в России своя
          система мобильных платежей?

          Т.А. То, что законы не всегда эффективны – это не страшно. Важно их вовремя поправить.


Стр. 2 из 6                                                                                     06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                  http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310


          Особенно это относится к сфере высоких технологий. Каждый закон в сфере ИТ
          обязательно имеет свой технологический шлейф - как я его называю. Иными словами, под
          каждый закон необходимо создание целой ИТ-инфраструктуры, поддерживающей и
          обеспечивающей реализацию этого закона на практике. К примеру, Федеральный закон об
          ЭЦП обязательно требует наличия системы удостоверяющих центров, а Федеральный закон
          quot;О персональных данныхquot; от 27.07.2006 № 152-ФЗ после вступления в силу потребовал
          описания регламентов информационного обмена, описания структур баз этих самых
          персональных данных, системы сертификации центров хранения, наличия
          уполномоченных структур и проч. Сегодня уже понятно, что многие хранилища и системы,
          работающие с персональными данными, увы, не соответствуют жестким требованиям
          Закона. К примеру, многочисленные пионерские проекты социальных карт, запущенные
          для наших граждан, придется переделать - а это, согласитесь, еще дороже, чем править
          закон.

          А что делать? Сообщу к сведению, что Совет Федерации ведет постоянную работу по
          мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Каждый закон имеет так
          называемое досье, в которое с момента формирования законодательной инициативы до
          момента исполнения закона в его практической форме собирается информация,
          отражающая аргументы и контраргументы противодействующих сторон. Если у кого-то из
          граждан есть интересные и важные комментарии – гражданин может дать замечания, и они
          будут приняты во внимание.

          Что касается мобильных платежей, то некоторые системы уже действуют и в России,
          поэтому вопрос о том, что будут ли они у нас в принципе - перед нами не стоит. Все будет.
          Другое дело, какие именно технологии будут использованы для организации мобильных
          транзакций, как будут защищены транзакции, как будут обеспечиваться безопасность и
          надежность, как будут участвовать банки в этом процессе, провайдеры мобильных услуг и
          прочее – это уже вопрос реализации. Выбирать нам есть из чего – многочисленные
          системы мобильных платежей надежно работают в странах ЕЭС и Америке. А наши
          законодатели не подведут, и необходимые поправки будут, уверен.

          Я вспоминаю, как мы проводили прошлой весной сеанс видеоконференцсвязи на выставке
          и конференции e-Finance Russia – 2007 с мировым экспертом Андрэ Бриньоном, одним из
          разработчиков стандарта GSM. И на эту тему тоже была бурная дискуссия. Он нас сразу и
          успокоил, сказал, что похожие проблемы – законодательные, технологические,
          организационные стояли перед странами ЕЭС 5-7 лет назад. Но все решили.


          MN. Кстати о выставке e-Finance Russia – 2007. На ней Вы курировали проведение
          конференции и круглые столы. Уже известна дата проведения следующей выставки –
          12-16 мая 2008 г. Каковы Ваши ожидания от следующего такого мероприятия, и какие
          новые акценты могут быть сделаны компаниями-участницами в представлении передовых
          финансовых технологий?

          Т.А. Мне очень приятно, что на новой выставке роль генерального информационного
          партнера взял на себя MoneyNews – признанный лидер отрасли. Уверен, что все читатели, и
          те, кто не смогут побывать на выставке или принять участие в конференции, получат о ней
          самое полное и компетентное представление. Что же касается проведения будущей
          выставки и международной конференции, то мы уже начали к ней подготовку. Выпущены
          анонсы, буклеты о событии. Уверен, выставка и конференция в ЭКСПОЦЕНТРЕ снова
          станут крупнейшими событиями года на эту тему. Посетителей выставки и конференции
          ожидает много нового и интересного, как в части мероприятий на выставке, так и за ее
          пределами. Говорить более подробно об этом пока не буду. Отмечу только, что к


Стр. 3 из 6                                                                                       06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                 http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310


          крупнейшей выставочной площадке, какой является ЭКСПОЦЕНТР, предъявляются
          особые требования. И мы планируем оправдать самые высокие ожидания – у нас для этого
          есть все возможности, включая материальные, есть и здоровые амбиции и, главное, есть
          желание. Напомню, что самую высокую оценку прошедшего события – выставки и
          международной конференции на ней e-Finance Russia 2007 - дали представители и
          банковского сообщества, и профильного комитета ГД, и многочисленные участники рынка.
          Я думаю, еще до наступления Нового года мы уже сможем объявить о наших новых
          инициативах по проведению будущего события.


          MN. А так ли уж необходимы подобные выставки? Многие российские компании,
          специализирующиеся в сфере электронных финансовых услуг, делают ставку на
          копирование технологических решений и проекты с Запада. К чему это приводит по
          Вашему мнению? Чем чревата такая стратегия и нужно ли это в действительности
          отечественным компаниям?

          Т.А. Копировать технологические решения с Запада не так уж и плохо, по крайне мере,
          риск получить неудавшийся проект уменьшается. Конечно, есть своя специфика
          российского рынка, его предыстория, менталитет граждан - это все присутствует, и все это
          надо учитывать при реализации каждого массового технологического проекта. Часто
          российская специфика связана с обсуждавшейся выше проблемой недоверия наших
          граждан ко всем и ко всему, их невысоким материальным достатком, недостаточным
          развитием базы ИКТ. Много у нас, увы, и просто жуликоватых граждан - привыкших
          быстро украсть, что плохо лежит. Все это надо учитывать, не ждать сразу больших доходов,
          а больше рассчитывать на долгосрочные инвестиции. Уверен, что многое из
          перечисленного – это болезни роста, в той или иной степени свойственные любой
          развивающейся стране.


          MN. Продолжая разговор о передовых финансовых технологиях, нельзя не затронуть в
          этой связи проблему идентификации клиента. Исключительно важно, чтобы этот
          процесс происходил не только быстро и удобно, но и надежно. Как с решением этой
          проблемы обстоят дела применительно к российской действительности?

          Т.А. Проблема действительно стоит остро - банку неприятно всякий раз оставлять клиенту
          весомую сумму наличности, а получать взамен нее ксерокопию паспорта. Клиенты, в свою
          очередь, часто недовольны, потому что для снижения банковских рисков их каждый раз
          заставляют заполнять множество анкет. Наш паспорт как средство идентификации,
          безусловно, устарел и малопригоден для использования в современных условиях. Паспорт
          слабо защищен, не содержит биометрических данных, у него нет возможностей сохранить
          и представить данные о гражданине в необходимом объеме. Чиповые карты, как
          альтернатива, также не всегда подходят по своим характеристикам. Например,
          информацию с чипа можно снять дистанционно, уже возможен контроль за перемещением
          носителя чипа, срабатыванием электронных устройств при идентификации владельца чипа
          и проч.

          Среди альтернативных технологий отмечу лазерные оптические карты (ЛОК) – о них у нас
          был специальный семинар. На технологии ЛОК давно реализована и работает хорошо
          известная американская green card. В скором времени карта ЛОК будет внедрена в целях
          идентификации в странах ЕЭС под названием blue card. Уверен, банковскому сообществу
          стоит обратить внимание на эту технологию, тем более, что она сегодня уже проходит
          сертификацию в нашей стране. Я знаю, что идут работы и по подготовке законодательных



Стр. 4 из 6                                                                                      06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310


          инициатив в части ее применения. Одновременно, конечно, нельзя отменять
          законотворческую работу в направлении свободного осуществления операций без
          идентификации клиента (на суммы, не превышающие 30 000 рублей - согласно
          предлагаемой новой редакции ст. 7 Закона № 115-ФЗ).


          MN. Раз уж мы затронули тему микроплатежей: в СМИ достаточно активно
          муссируется тема о том, что 12 ноября может внести существенные коррективы в
          расстановку сил на российском рынке платежных терминалов. Каково Ваше видение этой
          ситуации?

          Т.А. На мой взгляд, проблема во многом надуманная: и банковская и агентская схемы - обе
          схемы совершенно правомочны. Нельзя говорить, что тот, кто работает как агент
          провайдера – отмывает деньги, а тот, кто заключил договор с банком – полностью
          оприходует наличность. На самом деле, при использовании наших стандартных платежных
          терминалов и в том, и в другом случаях возможно утаивание части наличной выручки.
          Очевидная причина в том, что прием наличности не имеет фискальной регистрации
          (фискального модуля). Подобная проблема стояла раньше на заре внедрении кассовых
          терминалов на базе PC – так называемых POS. После того, как в POS поставили
          фискальный модуль, проблема исчезла. Это самое quot;железноеquot; решение проблемы - в
          прямом и переносном смысле. Уверен, что в ЭПС эта проблема исчезнет – даже без
          необходимости действия какого-то особого закона с 12 ноября.


          MN. И, наконец, финальный вопрос – о перспективах. Как вообще, на Ваш взгляд, сегодня
          меняется ситуация с доверием наших граждан к электронным платежам? Каким Вам
          видится рынок электронных платежей в России в ближайшей перспективе (год-два) и в
          частности сектор интернет-платежей. Если позволите, Ваши прогнозы в отношении
          направлений его дальнейшего развития.

          Т.А. Я уверен, сектор будет расти, будет расти и доверие граждан. Весьма удобны и
          перспективны многочисленные Интернет-системы quot;персональных кабинетовquot; клиентов,
          расположенные на сайтах банков с доступом с любого компьютера. Будут появляться и
          уже действуют новые возможности – в части мобильного управления своим счетом,
          внеофисного банковского обслуживания и др. Появятся новые средства платежа в точках
          розничных продаж – в части приема бесконтактных платежей. Многие развлекательные
          заведения начнут активно принимать электронные билеты, напечатанные зрителями дома
          на принтере или полученные в виде MMS на свой мобильный телефон. И это все будет
          именно в течение ближайших года-двух. Другое дело, с каким темпом будет расти именно
          сегмент рынка электронных платежей?

          В MoneyNews на этот счет много прекрасных аналитических материалов. Хотя они часто
          подготовлены маркетинговыми службами компаний и дают завышенные темпы, тем не
          менее, взрывной рост в части увеличения и числа терминалов, и объемов рынка мы все
          реально наблюдаем. Следует понимать, что объемная доля электронных платежей в
          сравнении с платежами наличностью, увы, по-прежнему, невелика, однако, процесс в
          сторону ее увеличения на ближайшие несколько лет можно гарантировать точно.
          Другого пути у нас нет.

          MN. Спасибо!

          Редакция MoneyNews

          © ONLINECHANGE. Все права защищены. При перепечатке материалов сайта ссылка на

Стр. 5 из 6                                                                                     06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа...                http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310


          MoneyNews.ru обязательна.
          Реклама на сайте. Электронный почтовый ящик: info@moneynews.ru




Стр. 6 из 6                                                                                     06.11.2008 13:56
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

More Related Content

тимур аитов по новому закону

  • 1. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социальные карты гражданquot; Сегодня на вопросы Редакции MoneyNews отвечает постоянный ведущий информационного проекта quot;ТАСС Консалтингquot;, один из организаторов ежегодной международной конференции e-Finance Russia, участник и ведущий многочисленных круглых столов и мероприятий на темы ИКТ, проходящих в РБК СОФТ, РОЦИТ и РАЭК, автор публикаций по проблемам внедрения ИТ-решений – Тимур Аитов. Постоянный адрес статьи: http://moneynews.ru/7310/ Сегодня на вопросы Редакции MoneyNews отвечает постоянный ведущий информационного проекта quot;ТАСС Консалтингquot;, один из организаторов ежегодной международной конференции e-Finance Russia, участник и ведущий многочисленных круглых столов и мероприятий на темы ИКТ, проходящих в РБК СОФТ, РОЦИТ и РАЭК, автор публикаций по проблемам внедрения ИТ-решений – Тимур Аитов. Редакция MoneyNews (MN). Тимур, сегодня Вы, во многом, занимаетесь тем, что называют quot;отношения с общественностьюquot;. Поэтому, мой первый вопрос: по Вашему мнению, кто именно должен заниматься пропагандой и продвижением финансовых услуг среди населения? Как убедить наших многочисленных и недоверчивых граждан (которые в массе своей пользуются безналичными системами платежей всего два раза в месяц – снимая в эти дни всю сумму сразу со своего счета), что хранить деньги в сберегательной кассе – действительно quot;надежно, выгодно и удобноquot;? Кто этим должен заниматься? Кому наши граждане поверят в первую очередь? Банкам? Государству? Тимур Аитов (Т.А.). Наши граждане никому не верят, или почти не верят, увы. Их много раз обманывали – и банки, и государство и восстановить потерянное доверие непросто. Многие рядовые граждане до сих пор хранят деньги в долларах – хотя по всем показателям на сегодня хранить деньги в рублях и на депозите в банке - выгоднее. Многих напугал последний дефолт - в который кто-то потерял сбережения на квартиру, машину или что-то еще. MN. И, все-таки, кто же должен заниматься пропагандой финансовых услуг? Т.А. Этим уже занимаются банки – из числа тех, кто активно работают в клиентской среде - на рынке потребительского кредитования, ипотеке. Для придания себе quot;широковещательныхquot; свойств банки активно используют универсальные банковские порталы - многие из них весьма популярны. Как удачные примеры приведу www.banki.ru и www.pro-credit.ru. Вещание через портал придает банкирам налет объективности и Стр. 1 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
  • 2. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 независимости – это ценно для клиента. Замечу, что заинтересованный и образованный клиент сам в состоянии оценить условия предоставляемого кредита. Тем не менее, и для этих клиентов большим подспорьем стало обязательное выделение банком информации об эффективном годовом проценте. Наши подготовленные граждане без особой агитации размещают излишки средств на депозите, сами выбирают условия ипотечного кредита, и сами, без всякого принуждения активно пользуются пластиком – все потому, что это действительно им выгодно и удобно, особенно, когда едешь за границу. Другое дело, граждане - у которых не особенно много свободных средств, те, кто за границу на отдых не ездят, и те, кто вообще, не очень-то образован. Таких, по некоторым оценкам, более 60 миллионов. Вот с ними что делать? В какой форме их просвещать? И что, какие сервисы и зачем им следует предлагать в части безналичных услуг? Здесь, я думаю, хорошим началом стало внедрение в практику взаиморасчетов систем микроплатежей, - принимаемых терминалами, различными интернет-системами, мобильными кошельками и т.п. Такие услуги выгодны и удобны всем участникам рынка. Предприниматель с их помощью быстрее, дешевле и проще организует прием платежей. Граждане получили возможность оплаты услуг в тех районах, где раньше это было невозможно – в отдаленных деревушках, селах и прочее. Для многих горожан важно иметь возможность оплатить услугу близко к дому, и даже - не выходя из него. Отмечу еще приятное качество безналичных расчетов (о котором хорошо знают розничные продавцы) - при безналичной системе покупатель, находясь в магазине, тратит свои средства более охотно – в среднем, на 25% больше. Что же касается разъяснения и продвижения услуг – то этим должны заниматься, конечно, все – как коммерческие структуры, так и депутаты и профильные министерства… MN… А не получится ли так: у семи нянек – дитя без глаза? Т.А. В народных мудростях много здравого смысла. Кто-то, конечно, должен направлять, координировать и серьезно финансировать, если мы действительно хотим достичь прорыва. Уверен, необходимые средства должно выделить и государство. Только так можно добиться сбалансированного и массового охвата. Хотя я допускаю, что, к примеру, если вдруг MasterCard возьмется за массовую агитацию наших граждан – что-то получится. Однако, они точно не возьмутся, потому что это – невыгодно для MasterCard: разъяснять будут они, а дивиденды потом получат все участники рынка. Важно отметить, что кроме агитации, надо добиться того, чтобы хранить деньги в безналичном виде было бы действительно выгодно и удобно - чтобы их действительно везде принимали к оплате. Здесь, весьма ценным является законопроект об обязательном наличии в точках продаж импринтера или банковского терминала со сканером магнитной полосы, идея которого принадлежит депутату Анатолию Аксакову. MN. Законов у нас много, но не все до сих пор работают. Многие инициативы и проекты поэтому выглядят неубедительно. К примеру, в начале этого года quot;Мининформсвязиquot; поддержало внедрение в России системы мобильных платежей, а quot;Инфокоммуникационный союзquot; приступил к реализации проекта. Однако, неясно, будут ли приняты необходимые поправки в законодательство, и как вообще, будет ли в России своя система мобильных платежей? Т.А. То, что законы не всегда эффективны – это не страшно. Важно их вовремя поправить. Стр. 2 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
  • 3. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 Особенно это относится к сфере высоких технологий. Каждый закон в сфере ИТ обязательно имеет свой технологический шлейф - как я его называю. Иными словами, под каждый закон необходимо создание целой ИТ-инфраструктуры, поддерживающей и обеспечивающей реализацию этого закона на практике. К примеру, Федеральный закон об ЭЦП обязательно требует наличия системы удостоверяющих центров, а Федеральный закон quot;О персональных данныхquot; от 27.07.2006 № 152-ФЗ после вступления в силу потребовал описания регламентов информационного обмена, описания структур баз этих самых персональных данных, системы сертификации центров хранения, наличия уполномоченных структур и проч. Сегодня уже понятно, что многие хранилища и системы, работающие с персональными данными, увы, не соответствуют жестким требованиям Закона. К примеру, многочисленные пионерские проекты социальных карт, запущенные для наших граждан, придется переделать - а это, согласитесь, еще дороже, чем править закон. А что делать? Сообщу к сведению, что Совет Федерации ведет постоянную работу по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Каждый закон имеет так называемое досье, в которое с момента формирования законодательной инициативы до момента исполнения закона в его практической форме собирается информация, отражающая аргументы и контраргументы противодействующих сторон. Если у кого-то из граждан есть интересные и важные комментарии – гражданин может дать замечания, и они будут приняты во внимание. Что касается мобильных платежей, то некоторые системы уже действуют и в России, поэтому вопрос о том, что будут ли они у нас в принципе - перед нами не стоит. Все будет. Другое дело, какие именно технологии будут использованы для организации мобильных транзакций, как будут защищены транзакции, как будут обеспечиваться безопасность и надежность, как будут участвовать банки в этом процессе, провайдеры мобильных услуг и прочее – это уже вопрос реализации. Выбирать нам есть из чего – многочисленные системы мобильных платежей надежно работают в странах ЕЭС и Америке. А наши законодатели не подведут, и необходимые поправки будут, уверен. Я вспоминаю, как мы проводили прошлой весной сеанс видеоконференцсвязи на выставке и конференции e-Finance Russia – 2007 с мировым экспертом Андрэ Бриньоном, одним из разработчиков стандарта GSM. И на эту тему тоже была бурная дискуссия. Он нас сразу и успокоил, сказал, что похожие проблемы – законодательные, технологические, организационные стояли перед странами ЕЭС 5-7 лет назад. Но все решили. MN. Кстати о выставке e-Finance Russia – 2007. На ней Вы курировали проведение конференции и круглые столы. Уже известна дата проведения следующей выставки – 12-16 мая 2008 г. Каковы Ваши ожидания от следующего такого мероприятия, и какие новые акценты могут быть сделаны компаниями-участницами в представлении передовых финансовых технологий? Т.А. Мне очень приятно, что на новой выставке роль генерального информационного партнера взял на себя MoneyNews – признанный лидер отрасли. Уверен, что все читатели, и те, кто не смогут побывать на выставке или принять участие в конференции, получат о ней самое полное и компетентное представление. Что же касается проведения будущей выставки и международной конференции, то мы уже начали к ней подготовку. Выпущены анонсы, буклеты о событии. Уверен, выставка и конференция в ЭКСПОЦЕНТРЕ снова станут крупнейшими событиями года на эту тему. Посетителей выставки и конференции ожидает много нового и интересного, как в части мероприятий на выставке, так и за ее пределами. Говорить более подробно об этом пока не буду. Отмечу только, что к Стр. 3 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
  • 4. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 крупнейшей выставочной площадке, какой является ЭКСПОЦЕНТР, предъявляются особые требования. И мы планируем оправдать самые высокие ожидания – у нас для этого есть все возможности, включая материальные, есть и здоровые амбиции и, главное, есть желание. Напомню, что самую высокую оценку прошедшего события – выставки и международной конференции на ней e-Finance Russia 2007 - дали представители и банковского сообщества, и профильного комитета ГД, и многочисленные участники рынка. Я думаю, еще до наступления Нового года мы уже сможем объявить о наших новых инициативах по проведению будущего события. MN. А так ли уж необходимы подобные выставки? Многие российские компании, специализирующиеся в сфере электронных финансовых услуг, делают ставку на копирование технологических решений и проекты с Запада. К чему это приводит по Вашему мнению? Чем чревата такая стратегия и нужно ли это в действительности отечественным компаниям? Т.А. Копировать технологические решения с Запада не так уж и плохо, по крайне мере, риск получить неудавшийся проект уменьшается. Конечно, есть своя специфика российского рынка, его предыстория, менталитет граждан - это все присутствует, и все это надо учитывать при реализации каждого массового технологического проекта. Часто российская специфика связана с обсуждавшейся выше проблемой недоверия наших граждан ко всем и ко всему, их невысоким материальным достатком, недостаточным развитием базы ИКТ. Много у нас, увы, и просто жуликоватых граждан - привыкших быстро украсть, что плохо лежит. Все это надо учитывать, не ждать сразу больших доходов, а больше рассчитывать на долгосрочные инвестиции. Уверен, что многое из перечисленного – это болезни роста, в той или иной степени свойственные любой развивающейся стране. MN. Продолжая разговор о передовых финансовых технологиях, нельзя не затронуть в этой связи проблему идентификации клиента. Исключительно важно, чтобы этот процесс происходил не только быстро и удобно, но и надежно. Как с решением этой проблемы обстоят дела применительно к российской действительности? Т.А. Проблема действительно стоит остро - банку неприятно всякий раз оставлять клиенту весомую сумму наличности, а получать взамен нее ксерокопию паспорта. Клиенты, в свою очередь, часто недовольны, потому что для снижения банковских рисков их каждый раз заставляют заполнять множество анкет. Наш паспорт как средство идентификации, безусловно, устарел и малопригоден для использования в современных условиях. Паспорт слабо защищен, не содержит биометрических данных, у него нет возможностей сохранить и представить данные о гражданине в необходимом объеме. Чиповые карты, как альтернатива, также не всегда подходят по своим характеристикам. Например, информацию с чипа можно снять дистанционно, уже возможен контроль за перемещением носителя чипа, срабатыванием электронных устройств при идентификации владельца чипа и проч. Среди альтернативных технологий отмечу лазерные оптические карты (ЛОК) – о них у нас был специальный семинар. На технологии ЛОК давно реализована и работает хорошо известная американская green card. В скором времени карта ЛОК будет внедрена в целях идентификации в странах ЕЭС под названием blue card. Уверен, банковскому сообществу стоит обратить внимание на эту технологию, тем более, что она сегодня уже проходит сертификацию в нашей стране. Я знаю, что идут работы и по подготовке законодательных Стр. 4 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
  • 5. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 инициатив в части ее применения. Одновременно, конечно, нельзя отменять законотворческую работу в направлении свободного осуществления операций без идентификации клиента (на суммы, не превышающие 30 000 рублей - согласно предлагаемой новой редакции ст. 7 Закона № 115-ФЗ). MN. Раз уж мы затронули тему микроплатежей: в СМИ достаточно активно муссируется тема о том, что 12 ноября может внести существенные коррективы в расстановку сил на российском рынке платежных терминалов. Каково Ваше видение этой ситуации? Т.А. На мой взгляд, проблема во многом надуманная: и банковская и агентская схемы - обе схемы совершенно правомочны. Нельзя говорить, что тот, кто работает как агент провайдера – отмывает деньги, а тот, кто заключил договор с банком – полностью оприходует наличность. На самом деле, при использовании наших стандартных платежных терминалов и в том, и в другом случаях возможно утаивание части наличной выручки. Очевидная причина в том, что прием наличности не имеет фискальной регистрации (фискального модуля). Подобная проблема стояла раньше на заре внедрении кассовых терминалов на базе PC – так называемых POS. После того, как в POS поставили фискальный модуль, проблема исчезла. Это самое quot;железноеquot; решение проблемы - в прямом и переносном смысле. Уверен, что в ЭПС эта проблема исчезнет – даже без необходимости действия какого-то особого закона с 12 ноября. MN. И, наконец, финальный вопрос – о перспективах. Как вообще, на Ваш взгляд, сегодня меняется ситуация с доверием наших граждан к электронным платежам? Каким Вам видится рынок электронных платежей в России в ближайшей перспективе (год-два) и в частности сектор интернет-платежей. Если позволите, Ваши прогнозы в отношении направлений его дальнейшего развития. Т.А. Я уверен, сектор будет расти, будет расти и доверие граждан. Весьма удобны и перспективны многочисленные Интернет-системы quot;персональных кабинетовquot; клиентов, расположенные на сайтах банков с доступом с любого компьютера. Будут появляться и уже действуют новые возможности – в части мобильного управления своим счетом, внеофисного банковского обслуживания и др. Появятся новые средства платежа в точках розничных продаж – в части приема бесконтактных платежей. Многие развлекательные заведения начнут активно принимать электронные билеты, напечатанные зрителями дома на принтере или полученные в виде MMS на свой мобильный телефон. И это все будет именно в течение ближайших года-двух. Другое дело, с каким темпом будет расти именно сегмент рынка электронных платежей? В MoneyNews на этот счет много прекрасных аналитических материалов. Хотя они часто подготовлены маркетинговыми службами компаний и дают завышенные темпы, тем не менее, взрывной рост в части увеличения и числа терминалов, и объемов рынка мы все реально наблюдаем. Следует понимать, что объемная доля электронных платежей в сравнении с платежами наличностью, увы, по-прежнему, невелика, однако, процесс в сторону ее увеличения на ближайшие несколько лет можно гарантировать точно. Другого пути у нас нет. MN. Спасибо! Редакция MoneyNews © ONLINECHANGE. Все права защищены. При перепечатке материалов сайта ссылка на Стр. 5 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
  • 6. Тимур Аитов: quot;По новому закону придется переделать социа... http://moneynews.ru/print.aspx?id=7310 MoneyNews.ru обязательна. Реклама на сайте. Электронный почтовый ящик: info@moneynews.ru Стр. 6 из 6 06.11.2008 13:56 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com